Главная | Регистрация | Вход | RSS Приветствуем Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Литературная страница [56]
Олимпиады, конкурсы [13]
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 222
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня заходили

Каталог статей

Главная » Статьи » Литературная страница

КАК СЛОВО ДЕЛОМ ОТЗОВЕТСЯ

Как слово делом отзовется.

   Русский язык в школе предмет особый. Мы по-русски говорим, по-русски думаем, и пишем, и читаем. И культура, носителем которой каждый из нас является, тоже русская. Для нашей многонациональной России очень важна именно русская культура, как крепкий цементный раствор, связывающий воедино отдельные кирпичики культур национальных. Русский язык государство российское держит крепко, неразрывно: так было в истории нашей многовековой и так будет. Учителя-словесники всегда были на особом счету в школе. Каким будет для учеников учитель русского языка, таким они и мир увидят через прикосновение к культуре русской. Сейчас в столь неспокойное для России время это понимается еще более отчетливо.

   Нижнеиртышская школа во все времена учителями-словесниками славилась. Еще в далекие 1930-е годы Бреловская А.Г., учитель русского языка и литературы, эти традиции в школе формировала. Сегодня о Бреловской можно воспоминания ее учеников почитать, что в школьном музее хранятся, да посмотреть экспозицию, ей посвященную, в областном Музее просвещения. А вот ученицы Анастасии Гавриловны Пилецкая Е.И. и  Макарова А.И. дело своей наставницы продолжили, став прекрасными филологами в родной школе в 50-е – 80-е годы.

   19 августа 2016 года ветерану педагогического труда Екатерине Ивановне Пилецкой исполняется 90 лет. С Нижнеиртышской школой Е. И. Пилецкую связывает 35 лет жизни. Судьба Пилецкой стала частью жизни ее многочисленных учеников, продолжающих дело УЧИТЕЛЯ по правилам, когда-то в них Екатериной Ивановной заложенным, по правилам чести и достоинства.

   Пилецкая Екатерина Ивановна родилась в далеком 1926 году в деревне Озерное Саргатского района Омской области в бедной крестьянской семье. Отец, Пилецкий Иван Тимофеевич, был крестьянином, потом окончил курсы механизаторов и стал работать в совхозе №46, так тогда назывался совхоз «Нижнеиртышский». Мать, Пилецкая Федосья Андреевна, безграмотная крестьянка, при советской власти окончила курсы ликбеза, жила с детьми в деревне и занималась единоличным хозяйством, обрабатывала небольшой надел земли и содержала животных: лошадь, корову и другой домашний скот. Екатерина Ивановна, как старшая в семье, помогала матери: в поле вязала снопы, вывозила их на лошади домой, дома ухаживала за животными. Так и жили Пилецкие до 1934 года.

   В 1934 году отец перевез семью в совхоз №46, где ему дали комнату, в которой и поселились вшестером: родители и четверо детей. Через год за хорошую работу Пилецкого И.Т. премировали саманным домом, по тому времени добрым жильем. В нем семья прожила почти сорок лет.

   В 1935 году, девяти лет от роду, Катя Пилецкая пошла в Нижнеиртышскую школу.  До этого не училась, т.к. в деревне, где жили Пилецкие, школы не было, надо было ходить за четыре километра в коммуну «Колос», где была начальная школа. А ходить было не в чем – ни обуви, ни одежды.

   Здание Нижнеиртышской школы, где должен был учиться первый класс, было деревянное, классная комната небольшая, ничем не оборудованная, не было даже парт. Учеников встретила их первая учительница Надежда Осиповна, проводила в класс, посадила всех их просто на пол. Так начался для Кати Пилецкой путь к знаниям.

    В 1944 году окончила Екатерина Пилецкая 9 классов. Время было тяжелое, военное. Учась в 9 классе, Катя работала в школьной библиотеке, во время перемен и после занятий выдавала книги, оформляла документы. В библиотеку ее устроили учителя, решившие поддержать семью Пилецких:  их в семье было четверо, работала только одна мать на разных работах в совхозе, получая только одну рабочую пайку хлеба. Стала работать Катя – хлеба стали получать больше. Отец их в то время был на фронте: всю войну с ноября 1941 по май 1945 года.

    В военные годы в школах района был большой дефицит учителей, и поэтому ученикам, оканчивающим девятый класс в 1944 году, предложили поехать на курсы учителей в город Омск. Екатерина Пилецкая изъявила желание учиться по специальности русский язык и литература. По окончании трехмесячных курсов была направлена на работу учителем русского языка и литературы в Андреевскую среднюю школу Саргатского района. И было ей тогда 18 лет. Учебных часов оказалось много, так как она была основным учителем по этому предмету, да еще предложили вести уроки химии в 8-м и 9-м классах. Специалиста по этому предмету совсем не было, а Катя только что окончила школу, посчитали, что может и других учить.

   В Андреевской школе Екатерина Ивановна проработала два учебных года. Весть об окончании Великой Отечественной войны встретила там же в Андреевке. Был разгар весенне-полевых работ. Екатерина Ивановна была агитатором в тракторной бригаде, которая находилась на полевом стане за несколько километров от деревни. Сюда-то и прискакал на лошади с радостным известием один из жителей деревни. Радость всех была неописуемой – война кончилась!

   Осенью 1945 года после демобилизации вернулся из армии отец. И по его просьбе Екатерину Ивановну перевели на работу в Нижнеиртышскую школу.   Дали ей четвертый класс. Состоял он в основном из переростков, детей войны, которые, окончив три класса, не могли учиться дальше: не хватало рабочих рук, и дети вынуждены были оставить школу и идти работать. Теперь же, когда вернулись с фронта отцы, дети снова пошли в школу. Класс был большой и трудный, среди учеников были и дети из детского дома, который в те годы располагался в клубе совхоза №46.

   В 1950 году по приказу РОНО Екатерина Ивановна Пилецкая была переведена на работу в Верблюженскую семилетнюю школу преподавателем русского языка и литературы. По семейным обстоятельствам в 1952 году уехала в Киргизскую ССР, где два года проработала заведующей сектором партстатистики и единого партбилета Быстровского РК Компартии Киргизской ССР.

   Вернувшись в 1954 году в Нижний Иртыш, снова пошла в школу. Два учебных года была заведующей вечерней школой для сельской молодежи. Одновременно вела уроки русского языка и литературы. Вечерняя школа существовала все 40-е и 50-е годы. В ней учились те, кто не смог закончить семь классов во время войны и в первые послевоенные годы. На занятия в вечернюю школу приходили люди, проработавшие целый день на производстве, уставшие, но с желанием получить знания. Трудно было и учителям, так как большинство из них работало в две смены. Не хватало классных комнат, учеников было много, все классы имели параллели, а третьей сменой была вечерняя школа. Но никто не жаловался на трудности: все с пониманием оценивали обстановку,  работали честно и ответственно.

   С 1956 по 1961 год Екатерина Ивановна работала на партийной и советской работе: заведовала партийным кабинетом Саргатского РК КПСС, отделом культуры Саргатского райисполкома, работала помощником директора по воспитанию в Саргатском СПТУ-31.

   Работая и в школе, и в райкоме партии, и в райисполкоме, и в СПТУ-31, Екатерина Ивановна училась заочно в Омском педагогическом институте, который окончила в 1961 году по специальности «русский язык и литература».

   С 1961 по 1981 год преподавала русский язык и литературу в Нижнеиртышской средней школе. За эти годы сделала пять выпусков учащихся, в трех была классным руководителем, с 4-го по 10-й класс.

   Период своей трудовой биографии Екатерина Ивановна вспоминает как время трудное. И требования к учителю тоже были тогда другие. Все учителя помимо работы в школе вели большую общественную работу с населением. Были агитаторами в животноводческих бригадах, пропагандистами, членами редколлегии совхозной газеты, читали лекции в Доме культуры и по местному радио на патриотические и воспитательные темы. Выступали с докладами на торжественных собраниях в праздничные дни. Словом, не было ни одного учителя без общественного поручения. Продолжал свою жизнь и драматический кружок, зародившийся в школе в сороковые годы. На высоком уровне была художественная самодеятельность учащихся. Работа по воспитанию коллективизма, взаимопомощи, дружбы, любви к своей Отчизне всегда были в центре внимания всего педагогического коллектива. Чтобы не отстать от того нового, что появлялось в педагогической науке, постоянно работало методическое объединение учителей русского языка и литературы. Собираясь на свои методические занятия, учителя-словесники не только обсуждали новые теоретические материалы, но и намечали, какие внеклассные мероприятия по предмету будут проводиться в школе. Ежегодно учащиеся писали конкурсные сочинения на патриотические, нравственные, эстетические темы. Писали о лучших людях госплемзавода «Нижнеиртышский», ветеранах Великой Отечественной войны.

   За многолетний добросовестный труд Е.И. Пилецкая награждена орденом «Знак Почета», медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», юбилейными медалями, знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Победитель соцсоревнования», грамотами Министерства просвещения РСФСР, бюро Саргатского РК КПСС и исполкома районного Совета депутатов трудящихся, партийного и рабочего комитетов госплемзавода «Нижнеиртышский», дирекции, партийной организации и месткома школы.

   Мы, выпускники Нижнеиртышской средней школы, поздравляем нашего учителя русского языка и литературы Пилецкую Екатерину Ивановну с 90-летним юбилеем. Выражаем слова благодарности и признательности за то разумное, доброе, вечное, что вложила в нас она своим трудом – нелегким и самоотверженным. Здоровья Вам, уважаемая Екатерина Ивановна!

 

В. Веденин, выпускник Нижнеиртышской средней школы 1980 года. 

 

Категория: Литературная страница | Добавил: Wedenin (19.08.2016)
Просмотров: 318 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Общение

Copyright MyCorp © 2024