Главная | Регистрация | Вход | RSS Приветствуем Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Литературная страница [56]
Олимпиады, конкурсы [13]
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 222
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня заходили

Каталог статей

Главная » Статьи » Литературная страница

ДЕТИ ВОЙНЫ

Память в сердце не может угаснуть,

Память в сердце должна трепетать,

Чтобы связь дорогих поколений

Через память сердец ожила.

 

Великая Отечественная война прошла через судьбы целого поколения людей.  Не осталось ни одной семьи, на которой она бы не отразилась. Фёдор Абрамов, писатель, основная тема творчества которого – русская деревня, как-то  заметил: «Мы остаёмся народом до тех пор, пока помним свою историю». Помним о тех, кто прошёл через ужасы и лишения войны на фронте, в тылу…

Нижнеиртышские  ребята, члены кружка «Юный журналист»,  встретились с жителем села, имеющим звание «Труженик тыла», учителем физики с 43 летним стажем Агишевым Аркадием Ильичом. Ребята задали  вопрос «Как отразилась война на судьбе вашей семьи?» С огромным волнением Аркадий Ильич  делился с нами своими воспоминаниями.

Когда началась Великая Отечественная война, Агишеву Аркадию Ильичу было 13 лет. Детство было обычным. Любимые занятия, как у многих мальчишек,  сбор грибов, ягод и, конечно же, рыбалка.

Чем памятно ему военное  время? Помощью фронту. Огромным, каждодневным трудом. Невзирая на трудности, не делая никаких скидок на возраст. В декабре 1941 года отец ушел на фронт, мать работала на маслозаводе. Вся работа по хозяйству легла на нас с братом. Готовили дрова на зиму, косили сено, помогали во всем по дому старенькой бабушке.

Первыми отголосками войны, это был эвакуированный  детский пионерский лагерь, в котором были дети из Ленинграда. Они учились вместе  с нами.

В классе по инициативе самих учеников, наиболее энергичных и деятельных, организовали «тимуровскую команду», которая помогала всем, кто нуждался в помощи, тем, у кого мужья, отцы ушли на фронт. Никого не оставили без помощи: кому - дров наколоть, пол помыть, принести воды, кому – в магазин сходить. Эти обязанности распределялись между ребятами и чётко ими выполнялись. Вспоминает Аркадий Ильич один случай. В классе был шаловливый мальчишка Иван Завальнов. Однажды он приходит в школу какой-то хмурый, грустный, того и гляди слёзы покатятся из глаз. Спрашиваем: «Что такое? Почему ты такой?» Оказалось, что его дядю - Борохова привезли с из госпиталя без обеих ног. Во время боевых действий попал под обстрел. Раздробило обе ноги ниже колен, и  их ампутировали. Сейчас он дома. А там холодно, дров почти нет. И тогда у нас появилась идея: «Давайте, ребята, напилим им дров. Мы решили: приносим три пилы, мальчишки приходят с топорами, а девочки будут потом оттаскивать сучья в сторону». Три больших  берёзы спилили, сучки очистили, распилили на чурочки и все им перетаскали к дому. Утром они встают: «Что такое? Откуда дрова?» Потом за оказанную помощь благодарил нас дядя Ивана. Вынес ребятам большую благодарность и директор школы. И потом ещё не раз помогали этой семье.

- 1 сентября 1941 года приходим в школу, - вспоминает Аркадий Ильич, - а на линейке директор нам объявляет, что будем учиться с 1 октября, а весь сентябрь будем помогать, работать на полях колхоза, убирать урожай.

Ходили на уборку картофеля, на зерноток, убирали зерновые. Тогда не было такой техники, как сейчас,  на лошадях возили и тянули лабогрейки, похожие на нынешние сенокосилки. А ещё вязали пучки пшеницы в снопики, выбирали их и складывали в  копны для просушки.

- Как сейчас помню, ходили с Лидией Георгиевной,  классным руководителем, на пшеничное поле, - делится воспоминаниями Аркадий Ильич. – Она нам показывала, как вязать пшеницу в снопики.  Потом придёшь домой уставший, измученный. А на следующий день – снова на работу.

 А ещё  ремонтировали мебель в школе, занимались заготовкой дров для школы: было печное отопление. В школе было тогда около десяти печей. Одним словом, работы для учеников было очень много. И стоит заметить, никто из ребят не ленился, не отлынивал. Не было никакого права на нытьё. Была всеобщая убеждённость: «Надо помогать фронту!» Помогали всем, чем могли. Только объявляли, что кому-то надо помочь, что-то сделать, тут же шли и помогали. Военное время запомнилось хорошим патриотическим духом, сочувствием бойцам, огромным желанием им хоть как-то помочь.

В школе среди учеников организовывался сбор тёплых вещей – кто, что может, то и приносил, сушили ломтиками  картошку и отправляли в посылках на фронт. Все стремились помочь фронту.

  После окончания 10 класса Аркадию Ильичу, а учился он хорошо, предложили: «Ну, может быть, будешь у нас учителем? Заканчивай очно-заочный  техникум и будешь у нас работать учителем начальных классов». Дело в том, что в районе было мало учителей: многие ушли на фронт. Как-то сразу появилось желание и стремление связать свою судьбу со школой. Так, вчерашний ученик стал учителем начальных классов в Саргатской школе. Потом окончил учительский институт физмат и7 лет проработал в Баженовской школе. В 1956 году открылась новая школа в Нижнем Иртыше, куда был переведен на работу. Был учителем физики, астрономии, рисования. Предметов вёл несколько, но любимым была физика: ещё в школе нравились уроки физики, нравилось ставить опыты – в этом огромная заслуга учительницы Страховой Клавдии Фёдоровны, которая привила любовь к своему предмету. Работая в Нижнеиртышской школе, окончил заочно Омский педагогический институт.

Профессия учителя в жизни Аркадия Ильича имела особенное значение: научила любви к своему делу, к ученикам, внесла определённую организованность, способствовала аккуратности.

- Неаккуратным, несобранным учителем быть нельзя! - считает Аркадий Ильич. – Ведь нужно и опыт поставить, и выступить перед учениками, рассказать им интересно, познавательно.

 Вспоминалось многое: и каждодневная работа в тылу, и учительство. А ещё Аркадий Ильич рассказал о своём отце.

-  Мой отец – участник войны, воевал на Северо-Карельском  фронте. Был  фронтовым почтальоном. О своей деятельности на фронте отец говорил: «Я работал!» Нагрузившись сумками, где ползком, где перебежками доставлял письма, посылки бойцам на передовую. Надо было так передвигаться, чтобы снайпер не заметил его.  А были случаи, когда помогал бойцам писать письма домой, забирал их и полз в обратный путь, ведь в тылу тоже ждут с нетерпением весточку с фронта. Вот такая сложная работа была у моего отца. Был представлен к награде – «За боевые заслуги», но где-то затерялась, пока, мотался по военным госпиталям, после тяжелого ранения и ампутации ноги. После тяжёлого ранения вернулся домой, но не сложил руки, а продолжал работать бухгалтером.

  Память о том времени не должна угаснуть, связь поколений не должна прерваться. Сегодняшние подростки должны знать, чтобы помнить, чтобы жить...

Записали юные корреспонденты:

Александр Булох, Сергей Леоненко, Анастасия Урусова, Снежана Шахова,

Ольга Курбанова, Евгения Туровинина, Елизавета Шицина.

Категория: Литературная страница | Добавил: Wedenin (22.06.2015)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Общение

Copyright MyCorp © 2024