Главная | Регистрация | Вход | RSS Приветствуем Вас Гость
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Литературная страница [56]
Олимпиады, конкурсы [13]
Наш опрос
Как Вы относитесь к ЕГЭ?
Всего ответов: 222
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Сегодня заходили

Каталог статей

Главная » Статьи » Литературная страница

"БЫЛО ВРЕМЯ: Я ШЕЛ 38 УЗЛОВ..."

«Было время: я шел 38 узлов…»

Анатолий Геннадьевич Попов, механик Саргатского РЭС, выпускник Нижнеиртышской средней школы 1982 года, в 1983-1986 годах военный моряк срочной службы: «Служба в Военно-морском флоте – трудное, но очень значимое время в моей жизни. Морфлот сделал меня сильнее».

В нашем далеком от морей и океанов сухопутном районе немало тех, кто отмечает День Военно-морского флота (празднуется ежегодно в последнее воскресенье июля), кто в молодые годы бороздил просторы морей, кто помнит запах морской воды, мелькание чаек в кильватерном следе, бьющую в борт крутую волну. Сегодня Анатолий Геннадьевич Попов отвечает за исправность автотракторного парка Саргатского РЭС, но руки его помнят всю «кухню» радиометрической работы на корабле, и он готов на ощупь пройти с палубы к своему боевому посту.

Анатолий Попов, старшина второй статьи срочной службы Тихоокеанского флота, более 32-х лет назад сошел на земную твердь с большого противолодочного корабля «Василий Чапаев», заново открыл для себя малую родину – лучше ее нет на свете. И остался на своем нижнеиртышском берегу навсегда. Где родился, там и сгодился. После окончания СибАДИ работал в родном госплемзаводе «Нижнеиртышский», последние десять лет трудится механиком в Саргатском РЭС. И все это время занимается спортом, играет за свое село в волейбол и хоккей. А теперь уже и за районную команду ветеранов спорта. Но и навсегда остался моряком. Признается, что часто снится, как идет он на «Чапаеве»… по Иртышу.

- «Василий Чапаев» - серьезная машина, длинною в 159 метров. Вообрази полтора футбольных поля – получишь представление о нашем корабле, - усмехается Анатолий. – 340 человек экипажа, 40 офицеров и мичманов, остальные матросы…

Корабельные характеристики и параметры навсегда впечатаны в его память. Как и те походы, в которые ходил, как и имена товарищей по морскому братству.

Но началась его служба с острова Русский под Владивостоком. Должен был Толя, крепкий парень, отличный спортсмен, попасть в морскую пехоту, но волею судьбы угодил в учебку на тот остров, что в начале восьмидесятых был символом махровой дедовщины.

Но другой коленкор – сама служба. После учебки его определили на БПК «Василий Чапаев». Здесь открылся для новоиспеченного матроса большой новый мир. Анатолий попал на корабль, когда тот стоял в доке «Дальзавода» во Владивостоке на ремонте.

- Корабль – махина. Огромная, водоизмещением 5600 тонн. А док – еще круче! В доке корабль поднимают из воды, устанавливают на прочную платформу и спокойно выполняют любые ремонтные работы, в том числе и очистку днища от коррозии, налипших ракушек. А мы, пока его чинят, живем корабельной жизнью: овладеваем специальностями, привыкаем к его отсекам, трапам, комингсам стальных перегородок, о которых разбита не одна берцовая кость. Я стал радиометристом. Моя задача – засечь координаты низколетящих надводных целей и передать артиллеристам зенитных установок. Наши радиолокаторы самые скромные: обнаруживали цель на расстоянии 40-45 км, а самые чувствительные распознают цели на удалении в 500 км. Это мишени для ракет… Очень хорошо помню свой первый выход на корабле и посвящение в моряки: 600 граммов забортной солянущей воды полагалось выпить из стеклянного плафона. Выпил. Мутило, конечно, но не я первый, не я последний… Потом ходили в Северную Корею – Народно-Демократическую республику. Там затонула дизельная подводная лодка: Советский Союз подарил ее корейцам, она столкнулась с надводным судном, и мы участвовали в операции по ее подъему. Но глубина не позволила, и мы, простояв два месяца на рейде, отошли к порту приписки. Застали в походе девятибалльный шторм. Даже для такого большого корабля это серьезное испытание. В такие моменты хочется стоять на земле, а не идти над бездонной пучиной. А как позабудешь Камрань – морскую базу ВМФ на юго-востоке Вьетнама, освобожденную вьетнамцами с советской помощью от оккупации США? Когда проходили мимо корейского Ичхона, торжественно опустили на воду венки – отдали дань памяти морякам легендарного «Варяга», принявшего в 1904 году неравный бой с японской эскадрой. Восемь месяцев «Василий Чапаев» провел в территориальных водах Вьетнама…

Максимальная скорость «Василия Чапаева» - 38 узлов. Как в песне Розенбаума поется: «Было время, я шел 38 узлов, и все сверкало – от мачты до киля». Но с такой скоростью обычно никогда не ходят… Однажды мы получили приказ идти к судну, члену экипажа которого требовалась хирургическая помощь (у нас была операционная). Мы были ближе всего, на расстоянии двух суток хода. И на самом полном шли к нему. Все дрожало на корабле мелкой дрожью, и эта дрожь передавалась нам…

…Три года без побывки и отпуска – тоска по родной земле, по родным заела. Много чего было за эти 1096 дней, но больше все-таки хорошего, о чем и сегодня можно вспомнить с приятной ностальгией. И отметить в очередной раз день Военно-морского флота.

 

Олег Шипицин, корреспондент газеты «К новым рубежам», 27 июля 2018 года.

 

 

Хранитель морских традиций.

Людмила Дмитриевна Мартынова из Нижнего Иртыша уже более двадцати лет не изменяет своей традиции – в День Военно-морского флота украшает свою усадьбу на улице Карбышева морскими флагами.

Людмила Дмитриевна за свои 70 лет никогда не была на море, но невидимыми нитями связана с ним и к празднику Военно-морского флота России имеет прямое отношение. Ее сын, Владимир Михайлович Скворцов, - морской офицер, с 1988 года бороздит моря и океаны. Служил на подводной лодке, ходил на военных кораблях и торговых судах от Камчатки до Владивостока. Сейчас живет с семьей в Москве и в родное село приезжает нечасто.

- Он и подарил мне в разное время три флага: флаг ВМФ СССР, Андреевский флаг и российский триколор. Накануне проглаживаю шелковые полотнища, а с утра в субботу, за день до праздника, прошу моего доброго соседа-моряка Александра Коровина помочь закрепить древки со стягами на воротах своей усадьбы, - рассказывает Л.Д. Мартынова. – Только раз за долгие годы пришлось прервать традицию: в прошлом году в Нижнем Иртыше проводились мероприятия по ликвидации последствия африканской чумы свиней, и у людей было далеко не праздное настроение, вот я и не стала украшать усадьбу флагами. Некоторые жители нашей улицы и моряки-нижнеиртышцы даже забеспокоились: не захворала ли я…

Квартира Людмилы Дмитриевны похожа на музей. Все стены увешаны фотографиями военных кораблей и морскими пейзажами, привлекают внимание часы и барометр в виде штурвала. Все это, возвращаясь домой из дальних странствий, оставил матери на память сын.

Есть в Нижнем Иртыше еще одна традиция, которую моряки-нижнеиртышцы чтут уже много лет: в День Военно-морского флота они делают круг почета по селу на автомобилях, украшенных морским флагами. Обязательная остановка – улица Карбышева, дом Людмилы Дмитриевны Мартыновой, которую виновники торжества тоже поздравляют с праздником. Конечный пункт автопробега – озеро Пионерское в центре села. У большой воды моряки и встречают зорьку.

 

Наталья Мясникова, корреспондент газеты «К новым рубежам», 27 июля 2018 года.

 

Категория: Литературная страница | Добавил: Wedenin (27.07.2018)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Общение

Copyright MyCorp © 2024