Чему будут учить детей с 5 по 9 классы? Меняя стандарты в образовании, Министерство просвещения России предлагает обновить договор между государством и обществом.
В конце марта Министерство просвещения РФ вынесло на обсуждение новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Общественная дискуссия продлится две недели. «После этого мы возьмем паузу и будем дорабатывать стандарты с учетом всех замечаний и предложений», — отметил замминистра просвещения РФ Павел Зенькович на одной из сессий Московского международного образовательного форума. Утвердить документ, по словам чиновника, планируют уже этой осенью. Заработать новые стандарты в образовании должны будут вместе с нацпроектами, чтобы у регионов хватило денег на их реализацию.
Зенькович отметил, что действующие стандарты приняли в 2009—2011 годах, а закон «Об образовании» — позже, и теперь эти документы неплохо бы синхронизировать. «Да, на тот момент ФГОС были прорывными с точки зрения вариативности, и 10-20% школ этим воспользовались. Но, с другой стороны, мы видим запрос на большую четкость в содержательной части. Нам показалось важным конкретизировать стандарты, чтобы требования не были размыты. У проверяющих не должно быть вариативности. Кроме того, новые требования не должны ложиться непосильным бременем на школы», — пояснил замминистра.
По его словам, стандарт — это хоть и ключевой, но все же лишь один из документов. «По каждому уровню будет несколько вариантов образовательных программ: «базовая», «базовая плюс», — отметил Зенькович. «Мы в начале большого пути. Задача сделать так, чтобы обновления учитывали поручения президента в части воспитания школьников и научно-технического развития страны. По качеству общего образования мы должны войти в десятку ведущих стран, добиться прорыва. Наша задача — создать такую базу, от которой мы будем отталкиваться», — заявил чиновник.
Депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию и науке Олег Смолин заявил, что идея вернуть в стандарты содержание образования — правильная, поскольку действующие ФГОС не отвечают на главный вопрос — чему учить детей. Другое дело, что проблему пытаются решить весьма своеобразно: содержание вводят не отдельным блоком, а в составе требований к подготовке учащихся, хотя и в достаточно подробном виде. Но главный недостаток документа не в этом, считает Смолин. По его словам, он не решает основной проблемы образования. Так, по сравнению с советским периодом, количество часов на предметы, которые должны обеспечивать модернизацию страны — физика, химия, биология — сократилось от 15% до полутора раз. То же самое произошло с предметами, которые должны формировать гражданскую идентичность — история, русский язык, литература, география. При этом сами программы не сократились, а по ряду предметов даже увеличились. «В результате детям при меньшем количестве часов нужно усвоить тот же материал, что и в советский период», — отметил парламентарий. Переход от линейного к концентрическому принципу преподавания только усугубил положение. Теперь школьники проходят один и тот же материал не только очень быстро, но иногда — по нескольку раз. Например, историю в школе изучают дважды: первый — с 5 по 9 класс, второй — в 10-11 классах. И так происходит по всем гуманитарным предметам. В результате, выпускники путают произведения Пушкина с произведениями Гоголя или Достоевского. «Недавно я побывал в одном хорошем вузе, разговаривал со студентами. Из ста человек только семеро прочли хотя бы один роман или повесть Тургенева, а про тургеневских девушек не вспомнил никто», — рассказал Смолин. «Вот этого главного недостатка современной школьной системы стандарт не преодолевает. И я не жду от появления новых ФГОС серьезного улучшения качества образования», — заключил депутат. |